Литературное варенье вышло на Тропу Паустовского

01.07.2020

Все тропы ведут в Солотчу

«Я рассматривал карту, пытаясь найти на ней знакомый город или железную дорогу, чтобы определить, где находится этот край... Но ни поездов, ни дорог не было, если не считать едва заметной узкоколейки, тянувшейся по краю лесов. Наконец, я наткнулся на знакомое название «Ока». Значит, этот край лежал где-то здесь рядом, невдалеке от Москвы. Так по карте я открыл для себя мещерский край. Он тянулся от Рязани почти до Владимира»

 (К. Паустовский)

Много потом Константин Паустовский  напишет о Мещёрской стороне, о Солотче, где  он в течение многих лет исходит все окрестные леса и болота, искупается во всех озерах, реках и речушках. Откуда отправит сотни писем друзьям и родным. Где напишет свои лучшие рассказы. Где расскажет и услышит множество интересных историй.  Его «роман» с Солотчей начался в 1930 году и длился долго, до самой смерти писателя, хотя последние 13 лет его жизни связаны с Тарусой. Но никогда он не переставал любить дорогое его сердцу место с таинственным названием Мещёра.

Мы ехали в Мещёру, в Солотчу, радуясь, что 6-й сезон «Литературного варенья» переходит из зума и скайпа в реальную жизнь. Мы ехали, предвкушая встречи с друзьями и новые знакомства. Постоянно поглядывали на навигатор, который хулиганил и вел нас какими-то неведомыми дорожками, а нам так хотелось поскорее оказаться на знакомом перекрестке и взять чуть левее. Так, собственно, и произошло, только нам то хотелось, как в кино – раз – и мы пьём чай в гостинице. Въехав в Солотчу, сразу остановились – надо было, как следует вдохнуть свежего воздуха, пахнущего лесными цветами, влажной хвоей, земляникой и грибами. А мы ведь и корзину везли из Воронежа! Но за грибами так и не выбрались – уж очень насыщенными, эмоциональными и богатыми на встречи были эти два волшебных солотчинских дня. Зато сварили варенье «Мещёрская история» из ежевики (которую, на всякий случай, заморозили в прошлом году), свежей клубники с мятой, собранной на грядке во дворе моего любимого гостиничного комплекса «Боровница». Добавили еще веточку багульника, принесенного с той самой Тропы Паустовского, ради которой мы и ехали в Солотчу.

      Вот когда меня спрашивают, что особо ценно в проекте «Литературное варенье», я отвечаю: «Люди. Беспокойные, инициативные. В хорошем смысле немножко сумасшедшие». Да, те, которые хотят оставить после себя что-то полезное, интересное – для друзей, детей и внуков. А еще люблю, когда интересное дело становится делом всей семьи. Вот так получилось, что в Солотче наша семья познакомилась с Михаилом Малаховым, его двумя сыновьями, внуками и друзьями-единомышленниками. Именно Михаилу Георгиевичу пришла мысль увековечить пребывание Паустовского в Солотче так, чтобы туристы поняли, в чем писатель черпал вдохновение, где брал образы и как расцвечивал свои произведения. Изучил опыт создания экологических троп в других городах и странах, нашел тех, кому интересна эта тема, и работа закипела

.

 Тут ведь надо было и произведения хорошо изучить, и с письмами писателя из Солотчи познакомиться, и перелопатить огромное количество воспоминаний тех, с кем Константин Георгиевич проводил время в Солотче – работал, отдыхал, ходил на рыбалку и за грибами. Нужно было пересмотреть фотоархив и самого писателя, и его друзей Аркадия Гайдара и Рувима Фраермана. Помогла энтузиастам и карта, составленная и нарисованная самим Паустовским. Ну а потом разработать несколько маршрутов, сделать информационные щиты, которые называются аншлагами.

     Открытие Тропы Паустовского состоялось в 2019 году, и путешествуют теперь туристы от дома гравюриста Пожалостина (где как раз и жили Паустовский, Гайдар и Фраерман), изучая жизнь и произведения великого певца Мещёры. Вот место, где проходила узкоколейка, по которой ходил паровоз «мерин», вот Солотчинская больница, куда обращался Константин Георгиевич, вот озеро, куда ходили писатели купаться и ловить рыбу. А вот здесь переправлялись они в Новоселки – погулять, людей посмотреть, пива свежего выпить.

«… Третьего дня мы втроем (с Алимовым) были на Сегдене и Черненьком озере. От Солотчи до Ласкова нас довезли на машине, а оттуда (3 километра) прошли пешком, но чудесному лесу с крупной земляникой и землей, лиловой от колокольчиков. На Сегдене узнал, что Вася Зотов недавно вернулся из армии, — говорят, очень хороший, «ува­жительный» и вежливый. Я передал ему (через односель­чан), чтобы он пришел ко мне в Солотчу. В Сегдене и Черненьком много воды, тени, прохлады и целые поля белых лилий. Ночевали на Черненьком, в той же яме от земляники, где когда-то ночевали с Мухой и где она потеряла свои красочки. Трава и цветы по пояс, была уди­вительная ночь, но дико ели комары, и никакие костры не помогали. Поймали 50 окуней и щуку (на кружок), обратно шли пешком, ночью (чтобы не уставать от жары), со всех сторон заходили грозы (сухие), было множество зарниц, но не упало ни капли дождя. Воздух в лесах удивительный, уже много земляники». (из письма К.Г. Паустовского В.В. Навашиной. Солотча, 26 июня 1947 года)

Мы же приехали в Солотчу посмотреть, как происходит маркировка нового маршрута на Тропе, по возможности, принять в этом участие, сварить в хорошей компании варенье, поговорить о творчестве Паустовского, узнать побольше о его жизни в этом прекрасном месте. Погода решила усложнить  жизнь и работы на маршруте – дождь лил с ночи  весь день, но это, конечно, не могло никого испугать. Дождевики и резиновые сапоги спасли тех, кто вышел на Тропу, а шатер во дворе «Боровницы» и флешка с прекрасным джазом в исполнении оркестра под управлением Варламова – тех, кто остался варить варенье. Ах, как кипело наше варенье – прямо в такт мега-популярным в 30-е, 50-е фокстротам, полькам, танго. Прогуливаясь между изящными боровницынскими клумбами, грядочками с пряными травами и клубникой, вот честно – представляла себя солотчинской дачницей.

Разговор за чаем с вареньем получился интересный. Говорили, конечно, о Константине Паустовском, которому в нынешнем сезоне мы посвятим 3 мероприятия, о пересечении наших двух проектов. Говорить можно было очень долго и много, но нас еще ждала экскурсия по музею, который расположен там же, в «Боровнице». Прекрасная экспозиция, посвященная Мещёрской стороне и Константину Паустовскому, в которой экспонаты достойны больших столичных музеев. Одна только книжечка «Мещорская сторона», изданная в 1939 году, чего стоит.  А экспозиция, посвященная пребыванию в Солотче А.И. Солженицына! Ну и, конечно, там вспоминаешь, что «в Рязани Грибы с глазами». Интересные работы, раскрывающие суть рязанских грибов, выполненные маслом, акварелью, фотографии, поделки  никак не хотели нас отпускать. И тут снова я подумала, что все дело в людях. Ведь, благодаря людям, которые обожают Рязанщину, обожают Солотчу, всё и всех, кто с ней связан, получился вот такой музей. И директор «Боровницы» Елена Кудряшова не только отвечает за уют и сервис, но и экскурсии проводит так, что не хочется, чтобы они заканчивались.

А вечер потихонечку, мелкими шажочками выходил на Тропу Паустовского. Ну что ж – пусть посмотрит, сколь всего было сделано за день, пусть позавидует. Нам расходиться совсем не хотелось – обсуждали новые маршруты, информацию на новых  щитах. Представитель профсоюза «Газпром трансгаз Москва»  Сергей Клюсов прикидывал объем работ, который могут выполнить сотрудники компании, которая с удовольствием поддерживает энтузиастов и помогает им с самого начала. Я очень ценю, когда большие компании поддерживают проекты, которые, на самом деле, просты, интересны, эти проекты для всех и обо всех. Вот, как и наш проект «Литературное варенье» уже 6-й год поддерживает  Национальная премия в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».

В общем, каждая сторона решила для себя, что делать дальше J А я решила, что рано утром непременно хоть немного пройду по Тропе. Утро меня услышало, передало солнышку, что меня надо поддержать и прекрасным, теплым, не дождливым утром я все-таки вышла на Тропу Паустовского. И народу там, доложу я вам, было очень много – рязанцы, москвичи, туляки и я – жительница Воронежа. Туристы разглядывали карты, изучали маршруты, читали на щитах отрывки из произведений Паустовского, думали, брать ли велосипеды. И все, с кем я разговаривала, сказали, что за один день нельзя все обойти. В Солотчу надо приезжать снова и снова, чтобы понять, что в чаще и на берегах озер можно почувствовать себя абсолютно счастливым.

Мы тоже были счастливы, хоть  не сходили за грибами. Но мы увиделись с друзьями, встретили людей, таких же не спокойных, как и мы. Мы видели солотчинские рассветы и закаты, росу на паутинке между деревьями, земляничку, спрятавшуюся под листиком. А что еще для счастья надо?

По традиции говорю: «Как жаль, что вас не было с нами!» Сезон состоится, обязательно состоится.

До встречи.

Ваша Вареньевая Фея.